Доступная среда

001.jpg

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной ) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

4. Все люди нуждаются друг в друге

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека


Инклюзивное дошкольное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.


Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.


На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?


На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.


Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?


Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах


При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.


Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?


Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.


Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.Хочу такой сайт


Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?


Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.


Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

36.jpg

Если в семье есть ребенок-инвалид

11.11.2020

Если в семье есть ребенок-инвалид, и нет надежд на радикальные улучшения, как выработать правильное, рабочее отношение к проблеме и продолжать жить? Умом мы все понимаем, что необходимо действовать конструктивно, но как вернуться в спокойное состояние на телесном уровне и снять избыточное напряжение, которое отнимает все силы?

Об этом рассказывает врач-психотерапевт Андрей Ермошин.

В отношении к страшным фактам действительности человек должен пройти несколько стадий. Если ситуация экстремальная, то и реагирует человек по-максимуму. Сначала его охватывает ужас, возникают бурные эмоциональные и вегетативные реакции. Организм энергетически затрачивается в надежде, что это сработает. Иногда такая реакция оказывается полезной. К примеру, при землетрясении мать хватает ребенка и бежит на улицу, спасая его и свою жизнь. Но если проблема долгосрочная, постоянно жить в экстремальном режиме не получается.

Именно такова ситуация в семье, где есть ребенок-инвалид: значительного улучшения добиться очень трудно, полностью отпустить ситуацию невозможно. Способы адаптации страдающего ребенка ограничены, о нем надо постоянно заботиться. Поэтому важно перейти ко второй стадии – принять реальное положение дел. И осознав это, действовать.

Переход от одной фазы к другой проходит трудно. Во-первых, люди склонны себя винить, если им не удалось предотвратить возникновение проблемы, например, тяжелой травмы или болезни ребенка. Они жалеют его. Всё это естественно, но такие реакции могут захватить родителей и долго не отпускать, а ведь ситуация требует скорейшего обновления вашего состояния. Хоть кто-то в семье должен оставаться здоровым и дееспособным!

Если не удалось взять крепость приступом, пора переходить к планомерной осаде. Здесь недостаточно сильных переживаний. Авральный режим должен смениться повседневной работой, даже если сама проблема никуда не делась. И здесь очень важен настрой. Что может помочь?

Включите разум

Я уделяю большое внимание внутренним ощущениям человека. Поделюсь некоторыми советами, что в этот момент можно сделать в рамках психокатализа, метода саморегуляции, который я использую.

Первое, что спасает, – включение разума, сбор информации, объединение с другими людьми, которые переживают сходные трудности, но уже выработали «противоядие» к ним, может быть, образовали группы взаимопомощи. Не стесняйтесь спросить их совета. Осведомленность – одно из лекарств от первичного испуга и паники.

Когда стало ясно, что можно улучшить и исправить, что сколько стоит и где находится, важно побыть вместе с этой информацией.

Для начала задайте себе вопрос: «Где в пространстве сознания находятся полезные факты, собранные мной? В воздухе, „на подходе“ к голове, уже во лбу, или на пути в тело?» Закройте глаза и непосредственно наблюдайте, как накопленная вами компетентность стекает в тело в виде света, газа, жидкости, массы… По словам пациентов, новые знания иногда напоминают «охлаждающий душ» для разгоряченной души и напряженного живота. В других случаях они ощутимо «ссыпаются» в организм, подобно песку в песочных часах

Разумеется, очень помогает поддержка живых родственников, если они адекватные, позитивно настроенные люди.

Испуг уходит, как дым

Затем наступает второй этап саморегуляции: надо найти, куда попал первичный испуг, в виде чего он «сидит» в организме? Часто, по внутренним ощущениям страдающего человека, испуг оказывается в животе, в солнечном сплетении, в виде осадка или чего-то, напоминающего дым. Вокруг него — ком напряжения.

Если вы ощущаете что-то похожее, при закрытых глазах наблюдайте, как вся эта пыль, дым или сажа улетают из организма прочь в обратном направлении: через что попали в организм, через то и выходят. Чаще всего пациенты описывают, как формируется «дымоход» от живота до макушки, и через верх головы испуг уходит прочь. Иногда, по внутренним ощущениям пациентов, возникает своеобразный вихрь, смерч, торнадо. Он в виде спирали, как мощный пылесос, выносит из организма всю темноту, серость, черноту, которая в нем собралась…

После этого наступает реальный спад напряжения, организм возвращается к спокойствию. Проблема остается, но уже не травмирует. Вы совершили переход от переживаний к решениям и действиям.

Расширение сознания

В случае, если в семье есть ребенок-инвалид, родителям трудно принять тот факт, что даже большие усилия дают малые результаты. Но такова данность, нужно перестать дергать себя и ребенка, а просто делать то, что в ваших силах, чтобы улучшить качество жизни. Это предполагает отрезвление, отказ от «психологической защиты». Речь идет о своего рода смирении, принятии своей судьбы и особой судьбы своего ребенка.

Важно ваше спокойствие на уровне интеллекта и на телесном уровне. Когда это достигнуто, главным помощником станет расширение сознания. Нужно постараться увидеть «поток жизни» в целом, выйти за рамки узкого видения себя и своего ребенка как чего-то отдельного от потока. В составе большой жизни есть и то, что происходит с вами. 

Посещение детского сада общего типа ребенком инвалидом

15.10.2020

В соответствии с п.7, п. 27 - п.28 и п.45 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми - условия, учитывающие особенности их психофизического развития. При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь. То есть, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить условия для организации коррекционной работы с ребенком  с ОВЗ и (или ) ребенком - инвалидом. При этом ребенок имеет право пользоваться услугами ассистента ( помощника). ПИСЬМОм МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ИЮНЯ 94 Г. N 58-М (*1) О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ разъяснены В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32 п. 2 "о") *3 дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) . Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий. То есть, Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. Поэтому, ДОУ имеет право рекоммендовать нанять няню, однако не имеет право требовать  заключения указанного Договора. Порядок оплаты за нахождение ребенка в ДОУ установлен ПОСТАНОВЛЕНИЕм ПРАВИТЕЛЬСТВА  ОТ 31 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 62-ПП "О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ,  РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ". Ежемесячная плата устанавливается в размере от 50 до 110 процентов от минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ. Определяются категорий семей и родителей (законных представителей), которым предоставляются льготы по оплате за содержание детей и освобождение от оплаты. Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении. СОгласно п. 4- Постановления от платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях ,  реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения  и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения  в размере 100% освобождаются: Семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида до 18 лет. 


Подробнее на Правовед.ru: https://pravoved.ru/question/25528/

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 62-64-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».