Охрана труда социальное, экономическое и правовое значение.

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:

сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение всесторонней охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.

 

Правовое значение охраны труда в том, что:

охрана труда  способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;

правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;

она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

          Охрана труда – важнейшая составляющая безопасности жизнедеятельности человека.

        Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных  исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда.  

      Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

     

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"  И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации», введённый   в действие с 1 февраля 2002 г.

        Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев, а также низкого уровня охраны   здоровья и жизни.

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и зачастую смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери.

В условиях рыночной экономики ни призывы, ни увещевания не могут изменить состояние условий и охраны труда. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом

           Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит, несомненно, образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.Хочу такой сайт

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы  функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

           Все категории работников ДОУ должны понимать смысл, значение и важность создания на своих местах безопасных условий в процессе труда и, главное, для охраны жизни и здоровья воспитанников. Если педагоги, специалисты имеют какие-то представления о безопасности, то обслуживающий персонал, обычно он составляет 2/3 от общего количества работников, практически не владеет этими знаниями или не придает должного внимания вопросам безопасности, если специально не обучать и не требовать. Педагогам,  работникам, несущим ответственность за охрану здоровья и безопасность детей, обучающим детей к безопасному поведению, необходимы знания теоретических основ формирования безопасности     жизнедеятельности .                                                                                                                                                

         Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

        Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

       Становится очевидной проблема – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Объект исследования - процесс  обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования -   условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования -  организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс    обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

-обосновать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности: принципы,инструкции,технологии;                                                                                                                                        -реализовать          педагогические условия, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности   (создание законодательной базы; планирование воспитательно-образовательного процесса; использование интерактивных средств, форм, методов обучения; учет доступности содержания правил безопасности жизнедеятельности, систематичности предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактической оснащенности; референтность безопасного поведения участников педагогического процесса и др.);

Задачи исследования:

 Изучить  и реализовать  основные  направления законодательства РФ по вопросам безопасности, разработать и внедрить нормативно- правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивать опыт межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

 Обеспечить выполнение сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвратить несчастные случаи с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

 Вести профилактику производственного травматизма;

Выполнять правила пожарной безопасности и соблюдать противопожарный режим;

Формировать у воспитанников и сотрудников устойчивые навыки безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Оснащать образовательное учреждение противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечивать безопасную эксплуатацию здания, оборудования и технических средств обучения.

 

Масштабная задача – формировать массовую культуру безопасности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 62-64-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».